Лаборатория этнокультурных проблем НИИ комплексных проблем АГУ стала победителем «Конкурса на лучшие научные проекты фундаментальных исследований в сфере общественно-политических наук, проводимого совместно РФФИ и АНО ЭИСИ».
15 июля 2020 года подведены итоги конкурса на лучшие научные проекты фундаментальных исследований в сфере общественно-политических наук, проводимого совместно Российским фондом фундаментальных исследований и Экспертным институтом социальных исследований
https://www.rfbr.ru/rffi/portal/rffi_contest_results/o_2109497
Лаборатория этнокультурных проблем НИИ комплексных проблем АГУ стала победителем «Конкурса на лучшие научные проекты фундаментальных исследований в сфере общественно-политических наук, проводимого совместно РФФИ и АНО ЭИСИ». На конкурс поступили 822 заявки, не допущены к конкурсу 2 проекта, по результатам экспертизы поддержаны 134 проекта.
Тема проекта «Взаимодействие власти и общества в условиях нового глобального риска: тенденции (дез)интеграции (на примере Республики Адыгея и Краснодарского края)».
Объемфинансирования: 1 млн. руб. – размер гранта для реализации проекта.
Руководитель проекта: Жаде Зуриет Анзауровна, доктор политических наук, профессор, заведующая лабораторией этнокультурных проблем НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета.
Члены научного коллектива: доктор философских наук, профессор Асиет Юсуфовна Шадже, доктор философских наук, профессор Светлана Аслановна Ляушева, доктор философских наук, доцент Надежда Александровна Ильинова, кандидат социологических наук, доцент Елена Сергеевна Куква.
Проект направлен на междисциплинарное исследование политического пространства российских регионов в условиях новой реальности, характеризующейся непосредственной подверженностью глобальному риску. Необходима оценка адаптационных и интеграционных возможностей региональных социумов, дающих локальные ответы на реальные глобальные вызовы ad hoc. Такая оценка позволит моделировать функционирование регионов в условиях риска и угрозы с позиций знаний о взаимодействии власти и общества, уровня доверия и характера ожиданий общества от власти.
Цель исследования – анализ особенностей интеграционно-дезинтеграционных процессов во взаимодействии власти и общества в условиях непосредственной глобальной угрозы, вызванной пандемией (на примере Республики Адыгея и Краснодарского края).
Необходимость данного анализа обусловлена несколькими факторами:
- экстремальностью сложившейся социально-политической и социокультурной ситуации, при которой основная угроза влечет за собой множественность угроз и рисков, трансгрессируемых в большинство сфер жизни общества, имеющих своего рода мультипликативный эффект в региональном социуме;
- высоким уровнем неопределенности в сфере экономики, образования, демографии, здравоохранения, при которой региональная власть должна управлять риском в условиях повышения ожиданий от общества, предъявляемых ей, и при этом - открывающегося горизонта новых возможностей, способных при высоком доверии усилить интеграцию;
- высоким интеграционным потенциалом, который традиционно имеет в российском обществе феномен «общей беды»;
- возможностью построения моделей взаимодействия общества и региональной власти в условиях высокого уровня неопределенности и повышенных ожиданий от нее.
Задачи проекта:
1. Выявление основных интеграционно-дезинтеграционных тенденций в полиэтничных российских регионах (Республика Адыгея и Краснодарский край) в условиях непосредственной угрозы. Данная задача предполагает рассмотрение как горизонтального (между различными социальными группами), так и вертикального (между обществом и властью) измерений интеграционно-дезинтеграционных процессов в регионах, а также их типологизацию.
2. Получение эмпирических данных, позволяющих:
а) выявить новое в содержании взаимоотношений власти и общества: практики взаимодействия в условиях риска, определить их природу, идентифицировать осуществляемую властью «политику риска» с точки зрения ее влияния на (дез)интеграционные процессы, дифференцировать стратегии региональных политических элит в процессах с высоким уровнем неопределенности;
б) осуществить измерение разработанных индикаторов и расчет индексов. (Разработка и проведение эмпирического социологического исследования, включающего массовый опрос населения Республики Адыгея и Краснодарского края, а также экспертный опрос).
3. Разработка системы индикаторов, необходимых для построения комплексного индекса (дез)интеграции в региональном социуме. Решение данной задачи рассматривается как путь разработки релевантных критериев, необходимых для измерения уровня (дез)интеграции в регионе в условиях непосредственного глобального риска. Согласно гипотезе указанные индикаторы должны отражать основные блоки (дез)интеграционых процессов, формирующие их течение в условиях непосредственного риска: Информационно-коммуникационный блок (измерение степени открытости власти перед обществом); блок Компетентность (измерение адекватности (решительности, жесткости) принимаемых решений); блок Публичность региональной политики (измерение вовлеченности различных групп общественности); блок Доверие (измерение институционального доверия, выполнения обещаний); блок Этичность (измерение оценок справедливости, гуманности, честности).
Обеспечение единства измерительных процедур облегчит расчёт значений индексов (дез)интеграции, (они могут рассчитываться как сумма средневзвешенных значений всех используемых индикаторов). Система индикаторов, равно, как и индекс будет разрабатываться на данных двух регионов, которые, с одной стороны, принадлежат к единой культурно-исторической целостности, а с другой – демонстрируют разные этнополитические системы и существенные экономические различия. Подобное кросс-региональное исследование даст надежные результаты для дальнейшего эмпирического анализа и концептуального осмысления, а также для обнаружения ресурсов для воспроизводства единства и обеспечения целостности региональных социумов.
4. Построение дескриптивной модели взаимодействия власти и общества в условиях непосредственного глобального риска, базирующейся на учете индикаторов и индекса (дез)интеграции. Модель позволит прогнозировать управление риском в региональных сообществах с наименьшими издержками для их целостности и консолидации.
Эмпирическая часть исследования будет проводиться с использованием опросного метода и состоять из двух этапов.
На первом этапе будет проведен массовый опрос населения двух регионов методом анкетирования. На втором этапе планируется проведение экспертного опроса также методом анкетирования.
Объем выборки массового опроса составит 350 человек в Республике Адыгея и 450 - в Краснодарском крае. На первой ступени выборки единицами отбора станут районы в исследуемых регионах, а также столицы регионов - города Майкоп и Краснодар. Районы будут отобраны на основе анализа статистических показателей подверженности населения реальному риску заболевания COVID-19 (количество заболевших, количеств жертв, длительность ограничительного режима), а также на основе анализа жесткости мер, принимаемых местными и региональными властями.
На второй ступени будут отбираться населенные пункты на основе расчета статистических квот по типу поселения - городское и сельское.
На третьей ступени выборки, т.е. при непосредственном отборе интервьюерами респондентов для опроса, он будет осуществляться по квотам: основным социально-профессиональным признакам и возрастным когортам.
Выборка при экспертном опросе составит от 20 до 40 человек. В целевую группу экспертов войдут представители региональных органов власти и органов власти в отобранных для исследования районах и городах Майкоп и Краснодар. При отборе будет учитываться вовлечённость экспертов в процесс принятия решений, связанных с противодействием угрозе распространения инфекции. В рамках экспертного опроса будет необходимо выявить оценки влияния ситуации непосредственной угрозы на взаимоотношения власти и общества, определить уровень ответственности, агрегировать критерии, которые рассматриваются властью как потенциально влияющие на интеграционные процессы.
Полученные данные будут обработаны и проанализированы с помощью пакета SPSS.
Идейным вдохновителем и наставником данного проекта является директор НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета, доктор социологических наук, профессор Рашид Думаличевич Хунагов.